Закрыть

+7 499 553-09-05

Москва

+7 812 448-61-02

Санкт-Петербург

Задать вопрос

Получите консультацию с практикующим юристом!


Как оформить инвалидность

Группы инвалидности

Инвалидами считаются граждане, обладающие проблемами со здоровьем, что напрямую отражается на их жизнедеятельности. С учетом характера отклонений выделяют три группы инвалидности.

Нарушения в функционировании организма могут быть вызваны общим или профессиональным болезнями, врожденными дефектами, травмой или заболеванием, приобретенным в ходе военной службы или после катастроф на атомных предприятиях.

Внимание, акция! Получите бесплатную консультацию прямо сейчас.

Консультации доступны по телефонам горячих линий круглосуточно без выходных дней:

  • +7 499 553-09-05 | Москва и Московская область
  • +7 812 448-61-02 | Санкт-Петербург и область

Текстовые консультации доступны через чат с Онлайн-консультантом.

Задавайте свои вопросы и получайте экспертные консультации.

Присвоение инвалидности происходит по итогам медико-социальной экспертизы. В процессе обследования оценивается, насколько нарушения ограничивают жизнедеятельность заявителя:

  • на выполнение любых видов действий необходимо длительное время, однако сторонняя помощь не требуется;
  • определенные операции выполняют при поддержке других лиц;
  • жизнеобеспечение невозможно без стороннего ухода.

Инвалидность подтверждается при одновременном выполнении ряда условий:

  • подтверждение стойких расстройств органов и систем организма;
  • ограниченная жизнедеятельность, связанная с невозможностью выполнять определенные действия;
  • потребность в реабилитации и других мерах соцзащиты.

С чего начать оформление инвалидности

Для похождения МСЭ нужно получить соответствующее направление. Поэтому первым этапом при решении вопроса, с чего начать оформление инвалидности, является обращение в одну из организаций:

  • медицинское учреждение, проводящее диагностические и лечебные процедуры;
  • подразделения соцзащиты или Пенсионного фонда (требуется врачебное заключение о проблемах со здоровьем).

Ответственный орган выдает заявителю направление на комиссию или справку об отказе. Сведения о вынесенном решении поступают в бюро МСЭ в цифровом или печатном виде со стороны учреждения, выдавшего справку. Гражданин может самостоятельно представить полученный документ.

Следующим этапом в процедуре, как оформить инвалидность, является сбор документов. Их перечень включает:

  • заявление;
  • подтверждение личности;
  • подтверждение личности и доверенность на представителя;
  • полученное ранее решение направить заявителя на МСЭ или отказать в процедуре;
  • медицинские справки, позволяющие установить причину проблем со здоровьем;
  • документы, по которым подтверждается факт несчастного случая на рабочем месте или профессиональной болезни (акты, оформленные по месту трудоустройства, судебные решения);
  • заключение врача о необходимости провести экспертизу дома у заявителя.

Заявка направляется одним из способов:

  • напрямую в бюро (лично или через доверенное лицо);
  • с помощью портала госуслуг.

После приема документов специалисты бюро направляют приглашение на прохождение обследования. Обязательно указывается место и время его проведения. Его оформляют в печатном или цифровом виде, сообщают посредством SMS или телефонного звонка. Способ оповещения выбирает заявитель.

Медико-социальная экспертиза

МСЭ включает комплекс мероприятий, куда входит обследование гражданина, изучение справок, медицинских, социальных, бытовых и трудовых сведений.

Законодательно установлено, где оформляют инвалидность:

  • в бюро по месту жительства заявителя;
  • на дому, если имеется заключение врача о невозможности заявителя явиться на комиссию;
  • в учреждении, куда гражданин помещен на стационарное лечение;
  • заочное оформление по заключению бюро.

Вопросом, как оформить инвалидность ребенку, занимаются его родители или представители по закону. Процедура оформления является аналогичной, как и для взрослых граждан. Если ребенок является школьником, то дополнительно требуется характеристика из учебного заведения. На ребенка также предоставляется свидетельство о рождении или паспорт (при наличии).

Первым этапом в процедуре, как оформить инвалидность пенсионеру, является обращение к лечащему врачу. При наличии серьезных отклонений выдается направление или справка с медицинским диагнозом. Обратиться за направлением также можно в ПФР или органы соцзащиты.

Законодательно регулируется также вопрос, как оформить инвалидность лежачему больному. При написании заявления указывается подходящий способ проведения освидетельствования. Обязательно прилагается заключение врача с указанием, что пациент не может самостоятельно прийти в бюро.

Обследование определяет, насколько гражданин способен к выполнению следующих действий:

  • передвижение и способность находить ориентиры в пространстве;
  • обслуживание себя;
  • общение, способность получать знания и выполнять трудовые обязанности;
  • самоконтроль.

Итоговое решение принимается большинством голосов врачей, входящих в состав в комиссии. Его оглашают в присутствии специалистов и заявителя (его представителей). При необходимости врачи поясняют свое решение.

По итогам обследования формируется личное дело МСЭ:

  • акт;
  • протокол;
  • программа реабилитационных мероприятий.

В случае отрицательного решения по запросу гражданина выдается соответствующая справка. Документ, повреждающий инвалидность, и программа реабилитации выдаются гражданину лично в руки, отправляются почтой или в электронной форме.

Справка выдается уполномоченным сотрудником бюро. На разработку реабилитационной программы отводится до 30 дней.

В случае утраты документов результаты экспертизы можно восстановить путем обращения в бюро. Обязательно подается заявление с указанием причин утраты документов и места их выдачи. Сроки оформления нужно уточнить в бюро, куда направляется запрос.

С 2018 года сведения об итогах МСЭ и назначенных реабилитационных процедурах поступают в Федеральный реестр инвалидов.

Переосвидетельствование инвалида

Статус инвалида необходимо подтверждать через определенные промежутки времени:

  • при 1 группе – каждые два года;
  • при 2 группе и 3 группе – ежегодно;
  • детям с инвалидностью – по истечении срока, установленного в справке.

Переосвидетельствование позволяет подтвердить статус инвалида, изменить группу или снять инвалидность.

Повторное обследование проходит в следующем порядке:

  1. Получение направления от лечащего врача.
  2. Подача документов в бюро МСЭ за два месяца или позднее до окончания срока действия справки.
  3. Назначение МСЭ и уведомление заявителя о сроках ее проведения.
  4. Прохождение обследования и получение решения от комиссии.

По инициативе самого гражданина, лечащей организации или Федерального бюро допускается провести повторное освидетельствование до наступления необходимого срока.

Допускается установление инвалидности без срока, если в ходе реабилитации невозможность устранить или снизить степень ограничения жизнедеятельности гражданина.

Обжалование результатов

Существует два варианта обжалования результатов экспертизы: внесудебный способ или обращение в судебные органы.

Решение, вынесенное филиалом регионального бюро, считается недействительным по заключению главного бюро субъекта. Если заявитель проходил комиссию в главном бюро, то его вердикт может аннулировать федеральное ведомство. Решение федерального подразделения можно оспорить только в суде.

Алгоритм обращения в вышестоящее подразделение бюро является следующим:

  1. Составление заявления с указанием аргументов, которые не позволяют гражданину согласиться с вынесенным решением.
  2. Отправка заявления в вышестоящее бюро (путем личного обращения, почтой или через портал госуслуг).
  3. Устанавливается, через какое время проводится повторная комиссия. Этот период не может превышать одного месяца.
  4. Вынесение решения по итогам повторного освидетельствования.

При обращении в судебные органы процедура принимает следующий вид:

  1. Составление искового заявления с указанием обстоятельств жалобы и аргументов в свою защиту.
  2. Уплата госпошлины на сумму 300 руб.
  3. Отправка заявления в судебный орган по месту расположения бюро.
  4. Принятие заявления и проведение заседания не позднее 2 месяцев после его поступления.
  5. Вынесение судом решения о полном или частичном удовлетворении иска.

Пример по оформлению инвалидности

У Иванова Владимира Петровича после инсульта обнаружились проблемы со зрением и работой опорно-двигательного аппарата. Для назначения инвалидности была проведена экспертиза на дому. Гражданин зарегистрирован в Москве по месту пребывания.

В результате обследования были выявлены отклонения по зрению со степенью выраженности, равной 40%. Также был диагностирован одностороннее поражение левой кисти, что сказывается на мелкой моторике. Оценка дисфункции составила 50%.

Установление инвалидности происходит по максимальному показателю оценки, который равен 50%. На основе этого показателя была присвоена 3 группа инвалидности.

Заключение

  1. Инвалидами считаются определенные категории граждан, имеющие нарушения в работе основных органов и систем организма.
  2. За присвоение инвалидности отвечает специальная экспертная комиссия.
  3. В результате обследования определяется степень нарушений в работе организма, а также их влияние на его образ жизни.
  4. Для получения направления на МСЭ нужно обратиться в любое медицинское учреждение, ПФР или службу соцзащиты.
  5. Уполномоченный орган предоставит направление или справку об отказе.
  6. Дополнительно собираются подтверждающие документы согласно перечню.
  7. Приглашение на обследование направляется способом, выбранным заявителем.
  8. При положительном решении МСЭ инвалид получает справку и личную реабилитационную программу.
  9. С учетом присвоенной группы установлена периодичность переосвидетельствования.
  10. Итоги экспертизы оспариваются в вышестоящей инстанции или через суд.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по оформлению инвалидности

Вопрос: Стоит ли оформлять инвалидность при онкологии, если я уже на пенсии?

Ответ: Онкологические заболевания требуют длительного лечения, а их последствия могут негативно отразиться на состоянии пациента. В результате нарушается способность гражданина к жизнеобеспечению, что требует оформления инвалидности.

Порядок, как оформить инвалидность по онкологии пенсионеру, включает все положенные этапы. В ходе обследования комиссия учитывает несколько факторов:

  • стадия онкологии;
  • количество операций;
  • итоги исследования опухолей;
  • наличие и расположение метастазов;
  • какие органы поражены;
  • болевые ощущения, их степень и частота появления;
  • состояние опухоли после терапии.

Бессрочно группа инвалидности присваивается при следующих онкологических заболеваниях:

  • доброкачественные опухоли головного мозга, вызывавшие утрату трудоспособности;
  • злокачественные болезни кровеносной системы;
  • злокачественные опухоли с метастазами.

Остались вопросы и ваша проблема не решена? Задайте их квалифицированным юристам прямо сейчас.

СТАТИСТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ ОНЛАЙН

КОЛИЧЕСТВО ОТВЕТОВ

55

КОЛИЧЕСТВО ЗАДАННЫХ ВОПРОСОВ СЕГОДНЯ

67

КОЛИЧЕСТВО ЮРИСТОВ

4

СРЕДНЕЕ ВРЕМЯ ОТВЕТА НА ВОПРОС

15 минут

БЕСПЛАТНАЯ ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

+7 499 553-09-05

МОСКВА

+7 812 448-61-02

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ